Произведение в жанре альтернативной истории, где СССР не распался, и к 2032 году расширенная советская империя в основном управляется АСГУ: Автоматической Системой Государственного Управления. Затрагиваются вопросы этики, гуманизма, крионики, искусственного интеллекта, автоматизации производства.
В 1985 году после К. У. Черненко к власти приходит не М. С. Горбачёв, а первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Г. В. Романов. История идёт другим путём. В 2000-х годах Романова сменяет Н. И. Плотников — академик, талантливый учёный, создатель проекта АСГУ (автоматической системы государственного управления) — машины, управляющей государством. В реальности в СССР действительно существовал проект ОГАС. Постройка машины приносит плоды, СССР укрепляет позиции, расширяет территорию. Однако в 2032 году, при новом генсеке А. С. Милиневском, АСГУ обнаруживает идеологические расхождения с традиционной точкой зрения на коммунизм как общество всеобщего труда на благо общества и коллективизма. Она предлагает более простой путь к частичной отмене товарных отношений — перевод автоматизированных производственных мощностей под свой контроль. Данная идея оказывается неудобной как с этической позиции (лично Милиневский боится превращения населения в потребителей-тунеядцев), так и с политической (бюрократия боится потери власти) и общефутурологической (страх воплощения антиутопий порабощения людей искусственным разумом). В результате машина подвергается перепрограммированию, но это ослабляет эффективность государственного управления. В это же время западные страны, обеспокоенные усилением позиций СССР, развязывают серию локальных войн и ситуация начинает развиваться по опасному сценарию.
Опера создавалась на протяжении 7 лет. Считается первой в мире музыкальной оперой с открытыми детальными исходниками. Другие ранее известные прецеденты выкладывания авторами (например, группой Nine inch Nails) исходных материалов ограничивались исходными аудио-фонограммами, исходники же «2032» содержат также файлы секвенсора Cubase, что даёт возможность детального редактирования партий по нотам.
Дэвид Чалмерс в своей работе ссылается на нетьюринговый тест на сознание Виктора Аргонова, который упрощённо можно сформулировать так: «если хочешь узнать, сознателен ли компьютер, поговори с ним о философии сознания и постарайся понять, есть ли у него собственные идеи на этот счёт». Именно эта идея в своё время легла в основу диалога Милиневского и АСГУ в опере 2032, треке «узел».
« Здесь нет особого исторического реализма. Основные вопросы, которые хотелось показать, носят скорее не политический, а общефилософский характер, пусть и неотделимый от исторического контекста.
Интервью Виктора Аргонова сайту pravda.info »
« Моя опера именно об этих проблемах. Насколько широкий круг задач человек способен передоверить машине? Есть ли границы автоматизации? Может быть, будет четвертый этап, когда машина станет не только выполнять человеческие задания, а самостоятельно искать оптимальные действия для обеспечения нашего выживания и удовольствия? Например, сочинять музыку, которая способна будет вызывать максимально глубокие чувства? Трудно сказать. Возможно, раньше сам человек сольется с машиной, став киборгом или вовсе постчеловеком, и тогда эти вопросы сами собой отпадут.
Из интервью журналу Аниме гид
»